Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края
Мастер-класс
«Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования »
Подготовила:
Старший воспитатель- Кокоева В.В.
kokoeva.valentina@yandex.ru
http://nsportal.ru/kokoeva-valentina-viktorovna
с.Русское, 2016г
Слайд 1.
Мастер-классМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края
Мастер-класс
«Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования »
Подготовила:
Старший воспитатель- Кокоева В.В.
kokoeva.valentina@yandex.ru
http://nsportal.ru/kokoeva-valentina-viktorovna
с.Русское, 2016г
Слайд 1.
Мастер-класс «Профессиональная игровая компетентность педагогов»
Уважаемые руководители! Предлагаю вам побыть сегодня моими воспитателями.
Под лирическую музыку.
Ведущий: «Настал день-я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу и плодотворной работы сегодня!»
Слайд 2.
Вступительное слово
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам сегодня поразмышлять.
1. Разминка с вопросами
Ведущий: - Предлагаю вам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет поднять карточки, если вы не согласны с утверждением (нет), если согласны (да).
Утверждения:
Слайд 3
• Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).
Слайд 4
• В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).
Слайд 5
• Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).
Слайд 6
• Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).
Слайд 7
Ведущий:
Овладение ребенка игрой происходит естественным образом, когда он входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Постепенно они накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями. Однако он может создать условия для того, чтобы этот процесс протекал быстрее. Одно из условий – организация эффективного взаимодействия с дошкольниками в процессе игровой деятельности.
Слайд 8.
Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения:
• Условия для развития общения между детьми в игре
• Приемы руководства игрой в процессе взаимодействия
• Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
• Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре
Из всего этого вытекает цель педагогических воздействий…
Слайд 9
6. Поговорим о тактике взаимодействия в игре
А) Ведущий: Тактика взаимодействия воспитателей с дошкольниками в игре зависит от возраста детей, а также от способа построения сюжетной игры, который усложняется в следующей последовательности: Игра – это цепочка условных действий с предметами, цепочка специфических ролевых взаимодействий, последовательность разнообразных событий.
Итог: наглядность «Степень усложнения игры»
Степень усложнения способа построения сюжетной игры:
• Игра как цепочка условных действий с предметами.
• Игра как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
• Игра как последовательность разнообразных событий.
Б) Групповая работа: «Логический квадрат».
Ведущий: - Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста. Время – 5 минут.
Критерии:
• Этапы формирования игровых умений
• Умения ребенка
• Как воспитатель должен строить сюжет
• На что делает акцент в совместной игре
Ведущий: - Предлагаю вам выбрать капитана, который будет отвечать за команду.
Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства»(по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)
Слайд 10-13
Слайд 14
Ведущий- Настало время посмотреть, как команды могут сплотиться и выполнить задания быстро и четко. Прошу всех встать по командам.
Построить, используя всех игроков, следующие фигуры: (1,2,3-фигуру … сложи)
• квадрат;
• треугольник;
• круг;
• ромб;
• угол;
• букву Т.
Молодцы, умственно отдохнули, продолжим.
7. Ведущий – Хорошо, групповая работа закончилась, теперь будет индивидуальная работа: Оптимальная – неподходящая стратегия
Каждому участнику раздается карточка с таблицей «Стратегия игры с детьми разного возраста»
Ведущий: - В предложенной вам таблице представлены варианты стратегии поведения воспитателя в совместной игре с детьми. Одна из стратегий является оптимальной, другая – неподходящей. Выберите нужный вариант из 2-х в каждой строке таблицы и отметьте знаком «+». Время 5 минут.
Итог: ответы, которые соответствуют оптимальной стратегии игры с детьми в зависимости от возраста, выводятся на экран и участники проверяют себя.
Слайд 15-17
8. Ведущий – И, конечно, вы знаете, что нужно соблюдатьЭтику наблюдения за игрой.
Участникам раздаются памятки с правилами для старших воспитателей при наблюдении за игрой детей.
Слайд 18
А в конце, хотелось бы с вами со всеми встать в круг и поиграть в музыкально-дидактическую игру «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…». Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Слайд 19.
Спасибо за сотрудничество!
Уважаемые руководители! Предлагаю вам побыть сегодня моими воспитателями.
Под лирическую музыку.
Ведущий: «Настал день-я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу и плодотворной работы сегодня!»
Слайд 2.
Вступительное слово
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам сегодня поразмышлять.
1. Разминка с вопросами
Ведущий: - Предлагаю вам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет поднять карточки, если вы не согласны с утверждением (нет), если согласны (да).
Утверждения:
Слайд 3
• Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).
Слайд 4
• В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).
Слайд 5
• Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).
Слайд 6
• Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).
Слайд 7
Ведущий:
Овладение ребенка игрой происходит естественным образом, когда он входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Постепенно они накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями. Однако он может создать условия для того, чтобы этот процесс протекал быстрее. Одно из условий – организация эффективного взаимодействия с дошкольниками в процессе игровой деятельности.
Слайд 8.
Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения:
• Условия для развития общения между детьми в игре
• Приемы руководства игрой в процессе взаимодействия
• Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
• Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре
Из всего этого вытекает цель педагогических воздействий…
Слайд 9
6. Поговорим о тактике взаимодействия в игре
А) Ведущий: Тактика взаимодействия воспитателей с дошкольниками в игре зависит от возраста детей, а также от способа построения сюжетной игры, который усложняется в следующей последовательности: Игра – это цепочка условных действий с предметами, цепочка специфических ролевых взаимодействий, последовательность разнообразных событий.
Итог: наглядность «Степень усложнения игры»
Степень усложнения способа построения сюжетной игры:
• Игра как цепочка условных действий с предметами.
• Игра как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
• Игра как последовательность разнообразных событий.
Б) Групповая работа: «Логический квадрат».
Ведущий: - Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста. Время – 5 минут.
Критерии:
• Этапы формирования игровых умений
• Умения ребенка
• Как воспитатель должен строить сюжет
• На что делает акцент в совместной игре
Ведущий: - Предлагаю вам выбрать капитана, который будет отвечать за команду.
Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства»(по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)
Слайд 10-13
Слайд 14
Ведущий- Настало время посмотреть, как команды могут сплотиться и выполнить задания быстро и четко. Прошу всех встать по командам.
Построить, используя всех игроков, следующие фигуры: (1,2,3-фигуру … сложи)
• квадрат;
• треугольник;
• круг;
• ромб;
• угол;
• букву Т.
Молодцы, умственно отдохнули, продолжим.
7. Ведущий – Хорошо, групповая работа закончилась, теперь будет индивидуальная работа: Оптимальная – неподходящая стратегия
Каждому участнику раздается карточка с таблицей «Стратегия игры с детьми разного возраста»
Ведущий: - В предложенной вам таблице представлены варианты стратегии поведения воспитателя в совместной игре с детьми. Одна из стратегий является оптимальной, другая – неподходящей. Выберите нужный вариант из 2-х в каждой строке таблицы и отметьте знаком «+». Время 5 минут.
Итог: ответы, которые соответствуют оптимальной стратегии игры с детьми в зависимости от возраста, выводятся на экран и участники проверяют себя.
Слайд 15-17
8. Ведущий – И, конечно, вы знаете, что нужно соблюдатьЭтику наблюдения за игрой.
Участникам раздаются памятки с правилами для старших воспитателей при наблюдении за игрой детей.
Слайд 18
А в конце, хотелось бы с вами со всеми встать в круг и поиграть в музыкально-дидактическую игру «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…». Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Слайд 19.
Спасибо за сотрудничество!
|